Каждый смотрит со своей кочки. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (19-26 марта) 2017 г.

Прошедшая неделя выдалась неоднозначной и противоречивой как на мировом рынке стали, так и для отечественной экономики. Каких-либо общие тенденции сейчас трудно выделить. Словно одно большое зеркало разбилось на множество осколков, каждый из которых отражает что-то свое. И, как всегда, впереди несколько вариантов дальнейшего развития событий, но какая колея будет выбрана в итоге, решительно непонятно. Как говорится, кривая вывезет! В Китае, откуда не возьмись, произошел биржевой обвал. Котировки на железную руду в юанях упали примерно на 20% по сравнению с февральским пиком. Арматура за последние две недели потеряла более $50 за т. Хотя трезво мыслящие аналитики объясняют эти скачки спекулятивными играми, практически не имеющими отношения к реальному рынку, где вовсю идет весеннее оживление, последствия от этих курсовых колебаний могут быть весьма существенными. Во-первых, экспортные котировки на китайский прокат все-таки снизились. И если в начале марта заготовка, арматура или горячекатаные рулоны китайского производства вообще не пользовались спросом на мировом рынке из-за дороговизны, то теперь эта продукция стоит ненамного дороже или даже слегка дешевле, чем у конкурентов, в том числе российских. При этом ее все равно не слишком-то и покупают, поскольку надеются, что через неделю или две она будет стоить дешевле. И основания для этого есть. В апреле должен более чем на 40% подешеветь коксующийся уголь, а теперь еще пошли вниз железная руда и металлолом. Во-вторых, провалы на китайских товарных биржах волей-неволей заставляют задуматься: а вдруг это «Ж-ж-ж» все-таки неспроста?! Китайское правительство в последние месяцы действует прямо по сценарию 2009 года. Огромные деньги из бюджета государства и госкомпаний вбухиваются в строительство, инфраструктуру и обновление основных фондов. За счет этого обеспечиваются загрузка мощностей и приемлемые показатели роста ВВП. Потребление проката, по некоторым оценкам, в январе-феврале превысило прошлогодние данные сразу на 8%. Пусть здесь есть и эффект низкой базы, но все равно таких темпов роста на китайском рынке стали не видели с 2013 года. Однако как долго можно держать экономику на такой «строительной игле»?! Ведь большинство проектов, которые сейчас удерживают ее от спада, не окупятся вообще никогда или только через десятилетия. А финансирование-то идет через китайские госбанки, которые могут оказаться в итоге крайними. Впрочем, запас прочности у китайской экономики и финансовой системы большой, а видимый спрос на прокат в стране действительно растет, причем, не только в строительном секторе, но и в машиностроении и отраслях, выпускающих автомобили, бытовую технику и другие потребительские товары. Так что опасаться того, что у китайской машины вдруг кончится завод, пока не стоит. Но некоторые аналитики, наблюдая все за теми же биржами, задаются вопросом: пусть у китайцев все в порядке, но может, это цены на стальную продукцию и сырье в последние месяцы были завышенными в силу спекулятивного ажиотажа? Тогда их снижение просто вернет котировки на более обоснованный уровень. В конце концов, перед зимним скачком цен, что стартовал в начале ноября, стоимость горячекатаных рулонов китайского и российского производства составляла порядка $400 за т FOB или немногим больше, а потом вдруг подскочила на $100 за т без особых на то причин, кроме подорожания сырья. Похожая ситуация в Турции. Там рост цен на сортовой прокат и металлолом словно стена остановила. Местные металлурги поднимали-поднимали внутренние и экспортные котировки на арматуру, пытаясь довести их до рубежа $450 за т EXW/FOB, и вдруг за одну неделю все бах — и упало на $20 за т, сведя на нет все результаты предыдущего месяца. Одновременно так же резко подешевел металлолом. Следующей на очереди, очевидно, станет заготовка. Причем не только в Турции, но и, похоже, в Восточной Азии, которая с недавних пор стала для поставщиков из СНГ главным рынком сбыта. В отличие от Китая, где отправной точкой для снижения цен стала биржа, в Турции спад выглядит более обоснованным. Интересно, что местное правительство тоже стремилось стимулировать экономику, вкладывая средства в инфраструктурные проекты и повышая доступность коммерческих кредитов. Однако надолго такой политики не хватило. Турецкий платежный баланс отрицательный, поэтому стабильность финансовой системы страны сильно зависит от притока капиталов из-за рубежа. А он-то как раз оскудел. Тут сказались и политические факторы, в частности, конфликт турецких властей с Евросоюзом, и экономические. У Турции традиционно обширные связи со странами Ближнего Востока, а они сокращают закупки турецких товаров из-за очередного понижения мировых цен на нефть.

Поиск

© 2006-2023 ООО "Метахим"

Please publish modules in offcanvas position.