Малозаметные изменения. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (24-31 июля 2016 г.)

Начинается август — традиционно весьма тревожный и непростой месяц для нашей страны. И ситуация, складывающаяся в экономике и на рынке стали к его началу, не дает особых поводов для оптимизма. Прежде всего, снова падают мировые цены на нефть. Они начали опускаться еще в первой половине июля, а к концу месяца опасно приблизились к отметке $40 за баррель «брента». И это тревожный признак, потому что спад не производит впечатление краткосрочного. Во-первых, растет объем предложения. Группировки, контролирующие различные регионы уничтоженной и разорванной на части Ливии, договорились о возобновлении бесперебойных поставок нефти с месторождений в Сахаре на экспортные терминалы. И если на этот раз все будет без обмана, на и без того переполненный мировой рынок начнут поступать несколько сотен тысяч баррелей ливийской нефти в день. Одного этого вполне достаточно, чтобы сбить цены. Во-вторых, спрос на нефть все сильнее отстает от прогнозных показателей. Рост китайской экономики продолжает тормозиться, причем, прежде всего, за счет реального сектора. В США также сокращается промышленное производство, неблагоприятные тенденции наблюдаются на потребительском рынке. Европа на грани новой депрессии. Даже в Индии, которая считалась главной надеждой мирового рынка нефти, не происходит ожидаемого экономического подъема. Последствия падения цен на нефть для российской экономики, как говорится, видны невооруженным глазом. Пошел вниз курс рубля. Центробанк РФ, опасаясь появления связанных с удешевлением национальной валюты инфляционных ожиданий, не решился уменьшить ключевую ставку, которая так и осталась на уровне 10,5%. В правительстве заявляют о возможном сокращении некоторых бюджетных программ, включая «святая святых» - оборонный заказ. Одним словом, фактически в стране объявлен режим жесткой экономии. И иного выхода нет: новый подъем цен на нефть, от которых, к сожалению, в значительной мере зависят российские финансы, может произойти очень не скоро. На мировом рынке стали существенных изменений, правда, не происходит благодаря «мертвому сезону», но те, что есть, часто оказываются со знаком минус. Так, постепенно понижаются цены на прокат в Турции. Политические пертурбации оказали неизбежно негативное влияние на деловой климат в стране. Поставщики арматуры и листового проката сообщают об уменьшении количества заказов. На уступки пришлось пойти и российским экспортерам горячекатаных рулонов. Заготовка пока сохраняет стабильность, но при слабом спросе. Впрочем, ситуация в дальнейшем может успокоиться, о чем свидетельствует некоторое укрепление турецкой лиры по отношению к доллару к концу июля. Китайские металлурги добились в последнее время некоторого повышения на внутреннем рынке и теперь пытаются остановить медленное снижение экспортных котировок. Однако все эти действия имеют весьма слабое обоснование — заявления правительства КНР об ужесточении экологических нормативов и возможном закрытии тех металлургических предприятий, которые в них не вписываются. На самом деле, усилия китайских властей, направленные на выведение с рынка избыточных мощностей, пока не приносят желаемых результатов. По данным национального Министерства промышленности, в первом полугодии удалось закрыть лишь линии совокупной производительностью порядка 13 млн. т в год, тогда как годовой план составляет 45 млн. т. Пока что внутренний рынок и экспортные поставки позволяют китайским компаниям избегать избытка предложения и нового падения котировок. Однако сложно сказать, что будет осенью. Мировой рынок стальной продукции становится все более закрытым из-за введения антидемпинговых пошлин и других ограничений наподобие минимальных импортных цен в Индии, действие которых в августе, возможно, будет продлено. Это усиливает давление на те рынки, которые остаются относительно открытыми, потому что именно на них выдавливаются излишки. И даже если ситуация в мировой экономике в ближайшие месяцы сохранит стабильность и не сорвется в новый кризис, осень может оказаться для металлургов весьма «горячей». В России тем временем продолжается снижение цен на арматуру. Строительная отрасль сегодня — это одно из наиболее слабых мест в российской экономике. Спрос на прокат строительного назначения низкий и без надежд на восстановление в обозримом будущем. Причем, котировки все еще более чем на 25% превышают уровень годичной давности, так что им еще есть, куда отступать. Металлурги только что откорректировали вниз отпускные цены по июльским контрактам. Судя по всему, аналогичную операцию им придется провести и в августе. В конце июля российские производители понизили также котировки на толстолистовую сталь, объем предложения которой сейчас избыточный, в частности, вследствие сужения спроса со стороны трубопрокатной отрасли. Тонколистовая продукция сохраняла стабильность, но находилась в неустойчивом положении. Большинство дистрибьюторов и конечных потребителей считали ее стоимость завышенной и выступали за ее уменьшение в августе. Ослабевший рубль, правда, сократил разрыв между внутренними и экспортными котировками, но она все еще весьма велика, а рассчитывать на улучшение экспортной конъюнктуры в ближайшем будущем не приходится. В российской экономике в целом ситуация, безусловно, не выглядит безнадежно мрачной. К началу второго полугодия прекратились спад в промышленности и снижение ВВП. В министерстве экономического развития и Центробанке надеются на возобновление роста в третьем-четвертом кварталах. Правительство предпринимает дальнейшие шаги по стимулированию экономики. В частности, в конце июля власти озаботились продвижением российской промышленной продукции на мировые рынки. Экспортерам пообещали поддержку, а в конце текущего года в 10 странах заработают торговые дома, которые должны облегчить отечественным компаниям поставки за рубеж. В принципе, все это — движение в правильном направлении. Если анонсированные инициативы о поддержке экспортеров, помощи в приобретении за рубежом передового оборудования и технологий, создании территорий опережающего развития, льготном финансировании проектов частных компаний и прочая, и прочая, будут реально реализованы, это создаст весьма действенные и эффективные механизмы стимулирования несырьевого сектора на годы вперед. Однако все эти процессы происходят медленно и постепенно, их влияние на экономику имеет долгосрочный характер, а противодействовать падению мировых цен на нефть, санкциям и кризисам нужно сейчас, сегодня. Как сообщали 25 июля «Ведомости», президент дал задание Столыпинскому клубу доработать свою программу «Стратегия роста», которая позиционируется как альтернатива как правительственной политике, так и предложениям бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Безусловно, программа «столыпинцев» весьма противоречива, особенно, в отношении снижения доли государства в экономике (это мы уже проходили в 90-е годы) и «перезагрузки» отношений с Западом (это зависит вообще нет от нас, или имеется в виду безоговорочная капитуляция? Тогда и вопрос о стратегии экономического роста снимается как ненужный). Однако ее авторы рассчитывают, что предложенные ими меры позволят в относительно сжатые сроки добиться ускорения до 5-7%. Данная программа базируется на двух основных положениях. Во-первых, это инъекция в экономику 1,5 трлн. руб. посредством кредитования частных компаний. Насколько можно понять, речь идет о софинансировании проектов, так как председатель Столыпинского клуба Борис Титов заявляет, что эти капиталовложения приведут к резкому расширению частного инвестирования. Источником средств, по его мнению, может стать целевая эмиссия под конкретные цели. Во-вторых, коммерческие банки должны получать от Центробанка РФ дешевые деньги и, в свою очередь, снижать кредитную ставку для инвестиционных проектов компаний. Одновременно предлагаются механизмы контроля, которые должны обеспечить целевое использование выделенных средств. Идея денежного стимулирования экономики в последние годы была весьма популярна в различных странах мира. В частности, ее воплощали в жизнь в различных вариантах США, Евросоюз, Китай, Вьетнам, Корея. Только что аналогичную программу анонсировало правительство Японии. В то же время, нельзя сказать, что подобная политика всегда дает нужный результат. Эмиссионное финансирование вполне эффективно, когда речь идет о компенсации банкам «сгоревших» в ходе кризиса активов. Именно так выводили свой финансовый сектор из кризиса 2008 года США. Аналогичные методы использует в настоящее время Европейский центральный банк, хотя масштабы его деятельности в несколько раз меньше, чем были у ФРС. Что касается накачки деньгами реального сектора, то и в Китае, и во Вьетнаме эта мера позволила только оттянуть спад, который затем все равно наступил. Китай, например, сидел на госинвестициях как наркоман на игле с 2009 по 2013 год, а прекращение этой политики привело к весьма серьезным экономическим проблемам. Перестройка структуры национальной экономики в 2014-2015 годах, направленная на переход с экспортной на преимущественно внутреннюю ориентацию, оказалась слишком болезненной для китайцев, в результате весной этого года они, не выдержав, снова расширили кредитование промышленности и строительства. Россия, кстати, проводит сейчас похожую реструктуризацию экономики с сырьевой на промышленную при минимальной анестезии. Тяжело, трудно, но надежно. Основная проблема здесь заключается в том, что просто дать деньги — еще недостаточно. Они должны работать, обеспечивая, как минимум, возврат кредитов. Между тем, хороших инвестиционных проектов не так уж много. На перенасыщенных западных рынках — уж точно. Именно потому экономики США и ЕС не демонстрируют роста, хотя кредиты там выдаются по минимальной ставке. Но Россия находится совсем в иной ситуации, поэтому у нас стратегия, предлагаемая Столыпинским клубом, как раз может сработать. Наш основной резерв заключается в том самом набившем оскомину импортозамещении. У нас есть большой неудовлетворенный спрос. В России могут быть очень востребованы проекты, предусматривающие производство промышленного оборудования, потребительских товаров, комплектующих, инновационных материалов. Вот здесь длинные дешевые деньги, нехватка которых является одной из главных бед отечественной экономики уже не меньше четверти века, будут крайне необходимы. И если правительство действительно решится пойти по этому пути, у страны появится реальный потенциал для ускорения роста. Правда, парадокс заключается в том, что инструмент льготной кредитной поддержки перспективных проектов не может быть массовым. Деньги нельзя раздавать «корзинками», иначе... последствия понятны, а индивидуальное утверждение проектов, как показал реальный опыт работы Фонда развития промышленности и родственных структур, требует тщательной подготовки и длительной работы. И трудно сказать, можно ли поднять в несколько раз к.п.д. таких фондов, если количество средств, выделяемых для поддержки промышленных инвестиций, возрастет в несколько раз. Еще один немаловажный аспект заключается в том, что проведение «нулевого цикла» модернизации не обойдется без использования зарубежного оборудования, импортных материалов, передовых иностранных технологий. Поэтому стимулирование экономики России за счет инвестиций должно обязательно подразумевать целевое выделение дополнительных валютных средств, чтобы не обвалить курс, и наличие структур, облегчающих привлечение научно-технических ресурсов из-за рубежа. Вообще, мировой исторический опыт показывает, что экономические чудеса не происходят быстро и легко. Чтобы они свершились, нужно упорно, целеустремленно и согласованно делать множество небольших малозаметных шагов, которые в сумме складываются в революционные перемены. Для этого требуются сотрудничество между государством и частным сектором, реальная борьба с коррупцией, квалифицированное управление, разработка и реализация долгосрочной стратегической политики.

Поиск

© 2006-2023 ООО "Метахим"

Please publish modules in offcanvas position.